Согласно данным аналитиков Gradus Retail Index (GRI), рынок виски вРоссии продолжает стабильно расти втечение последних лет. Исследования GRI проведенные в2021–2023 годах, показали устойчивую тенденцию кувеличению продаж виски как вденежном, так ивнатуральном выражении, несмотря назначительные структурные изменения. В2024 году эти изменения стали особенно заметны: отечественные производители активно занимали нишу, освободившуюся после ухода ряда иностранных брендов.

В 2024 году российский рынок виски вырос более чем на 30%

barmalini/Shutterstock/Fotodom

Хотя виски исторически несчитался «национальным русским» напитком, в2022 году уход крупных иностранных брендов из-за санкций освободил значительную долю рынка. Врезультате продажи импортного виски вРоссии сократились вдвое, так как многие иностранные производители прекратили поставки. Однако сохранился вариант поставок продукции через крупных дистрибьюторов алкоголя исамостоятельный импорт федеральных ирегиональных сетей, использующие схемы ввоза через страны-партнеры.

Вначале 2023 года отечественные производители начали активно наращивать производство. Например, Novabev Group увеличила выпуск виски в1,6 раза вгодовом выражении, агруппа Ladoga— в10 раз. Кначалу 2023 года нароссийском рынке было представлено более 77марок виски, изкоторых 14 принадлежали отечественным компаниям.

Всегменте продаж виски в2023 году лидерство принадлежало шотландскому виски William Lawson’s, надолю которого пришлось 13,9% рынка. В2024 году доля William Lawson’sснизилась до12,1%, что связано сростом популярности российских марок. В2024 году 58,2% продаж виски нароссийском рынке внатуральном выражении (штуках) и61,6% продаж вденежном выражении (рублях) приходилось на10 брендов. Среди лидеров продаж оказались российские бренды, такие как Steersman, надолю которого пришлось 13,6% внатуральном выражении и8,5% вденежном, Fowler’s— 7,6% и4,1% соответственно, атакже Nucky Thompson— 6,7% и5,9%. Эти бренды активно укрепили свои позиции. Таким образом, в2024 году российские производители нетолько увеличили своё присутствие, ноипотеснили традиционно сильных иностранных конкурентов, заняв более значимые доли включевых сегментах.

Большая часть продаж виски вРоссии, как врублях, так ивнатуральном выражении (декалитрах), приходится наЦентральный Федеральный округ (ЦФО). В2024 году доля ЦФО вденежном выражении составила 39,1% (снижение с40,7% в2023 году), авнатуральном выражении— 35,6% (снижение с37,7% в2023 году). Второе место занимает Приволжский Федеральный округ (ПФО), который в2024 году увеличил свою долю до16,3% врублях (с13,6% в2023 году) идо18,1% вдекалитрах (с17,7% годом ранее). Остальные регионы показали менее значительное влияние нарынок. Наименьшую долю продолжает занимать Крымский Федеральный округ (КФО) с0,06% врублях и0,04% внатуральном выражении.

В2024 году российский рынок виски показал очень уверенный рост, увеличившись, поданным Gradus Retail Index, двузначными темпами— на30,3% к2023 году врублях ина24,8% внатуральном выражении (штуках). Несмотря нато, что структура потребления алкоголя вРоссии впоследние десятилетия сильно меняется, спрос нависки продолжает расти. Средняя цена заединицу товара в2024 году выросла на4,5% к2023 году, при этом цена заобъем 0,25 лвыросла на11,3%, ацена заобъем 0,5 лдаже снизилась вгодовом выражении на9,2%. Снижение стоимости бутылки виски произошло засчет запуска российских брендов, накоторые так значительно невлияет курс валют. Наиболее востребованным нароссийском рынке является виски вбутылках объёмом 0,7 л(нанеё в2024 году приходилось почти 60% продаж), ивэтой категории цена выросла только на4%. Более половины (почти 64%) продаж приходится нависки низкого ценового сегмента (ниже 1000руб. забутылку).

С1 января 2025 года ставки акцизов наалкоголь вРоссии увеличились, что, по мнению аналитиков, повлечет рост средней стоимости бутылки на10–15%. Ожидаемое удорожание производства, связанное сповышением расходов наоплату труда, также станет фактором увеличения цен. Рынок отечественного виски, попрогнозам, продолжит развиваться, демонстрируя рост на5–10%. Импортный алкоголь, учитывая изменения курса валют иповышение таможенных пошлин, может подорожать всреднем на10%.

Встрановом разрезе структура продаж виски почти полностью аналогична структуре продаж виски поотдельным торговым маркам. Врублёвом выражении нароссийском рынке лидирует виски изШотландии (Великобритания), надолю которого приходится 43,1% рынка (почти на4 процентных пункта меньше посравнению с2023 годом). Второе место попродажам врублях вРоссии занимает отечественный виски сдолей в33,3% рынка (почти на2 процентных пункта больше, чем в2023 году), далее идут виски изСША (10,9%) иИрландии (8,2%). Авот картина попродажам виски вдекалитрах выглядит иначе. Первое место попродажам внатуральном выражении (декалитрах) занимает российский виски (51,6%), втовремя как назнаменитый шотландский виски приходится только 32,7% продаж, адоли продаж виски изСША иИрландии внатуральном выражении очень невелики— всего 6,7% и4,6%, соответственно. Это говорит отом, что виски иностранного производства вРоссии продолжает быть востребован сболее деликатным употреблением иостается лидером ввиде подарков упокупателей, спрос помере роста цены неизменится, тоесть покупатель готов платить дороже запремиальный бренд. Массовый потребитель легко замещает импортный виски отведущих мировых производителей российскими аналогами.

Источник

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.

От Admin