Оглавление
Первый проект — три бабочки
Для работы вам понадобится доска из вяза размером 180 х 250 мм или около того. Переведите изображение трех бабочек на древесину и ластиком сделайте нижнюю бабочку как можно более бледной.
Контуры рисунка
На первом этапе работы, как обычно, необходимо выжечь пирографом контуры рисунка, оставленные копировальной бумагой. Начните с бабочки, расположенной в середине. Надавливайте на рукоятку пирографа со средней силой, работайте медленно. Задача в том, чтобы получалась темная сплошная линия.
Закончив со средней бабочкой, переходите к той, что сверху. В этом случае температуру насадки установите поменьше, нажимайте на рукоятку пирографа слабее, но имейте в виду, что глубокие следы украшают работу и делают жилки на крыльях более похожими на настоящие.
Наконец, переходите к бабочке снизу. Эту бабочку предстоит раскрасить, поэтому линии ее контура должны быть светлыми и глубокими. Установите очень низкую температуру насадки и нажимайте на рукоятку пирографа посильнее. Насадку ведите по древесине боком, чтобы она не погнулась от нажима.
Первая бабочка
Вы, вероятно, уже догадались, что средняя бабочка должна получиться темной. На данном этапе воспользуйтесь ложковидной насадкой. Очень важно правильно установить температуру, поэтому не забывайте проверять на ненужном куске древесины накал насадки. Температура должна быть не слишком большой, но достаточной для того, чтобы можно было провести темную линию без чрезмерного нажима на насадку. Непосредственно перед прикосновением насадки к поверхности древесины, чтобы избежать эффекта перегрева, можно осторожно подуть на нее.
Проведите темный штрих от края крыла, следуя направлению жилки. Интенсивность тона штриха должна постепенно убывать по мере приближения к тельцу бабочки. Затемнив, таким образом, весь внешний край крыла, проделайте то же самое с внутренним. Поскольку вам предстоит покрыть штриховкой меньшую площадь и наносимые вами штрихи будут короче, несколько убавьте температуру насадки. Каждый штрих начинайте от внешнего края тельца.
Теперь выполните тонировку на тельце бабочки, несколько уменьшая скорость движения насадки под полосками на спинке, чтобы создавалось впечатление, что эта область затенена. В верхней части тельца добавьте тонкие волоски. Температуру для этого сделайте меньше, работайте быстро, краем насадки, нанося штрихи от продольной оси тела в стороны.
Вторая бабочка
Теперь можно заняться бабочкой сверху Для начала нанесите тени так же, как и в случае с первой бабочкой, только установив более низкую температуру и нажимая на рукоятку пирографа слабее. Тельце второй бабочки заполните тонировкой так же, как и тельце первой. Многие виды существующих в природе бабочек украшены разнообразными и очень красивыми узорами. Эти узоры нетрудно воспроизвести средствами пирографии. Следующее упражнение призвано вам это продемонстрировать.
Мягким карандашом наметьте на крыльях бабочки узор, скопировав его с рисунка или придумав самостоятельно. Следите за тем, чтобы узор располагался на крыльях симметрично.
Закончим разметку, переходите к выжиганию. Старайтесь, чтобы линии узора по толщине и яркости совпадали с линиями контура средней бабочки. Не забывайте: температура и скорость перемещения насадки не должны быть слишком высокими, стремитесь к получению сплошных, темных, четких линий. По краям линий интенсивность тона может уменьшаться.
Установите низкую температуру насадки. Перемещая насадку от внешнего края крыла бабочки к туловищу, осторожно наносите тень гладящими движениями. Чтобы работать с большей уверенностью в себе, сначала попрактикуйтесь на «черновике». Если вы все сделаете как следует, эффект будет просто ошеломляющим: трудно поверить, что куском раскаленного металла можно изобразить такую красоту.
Третья бабочка
Теперь можно сосредоточить внимание па нижней бабочке. Выберите светлую краску — белую или желтую — и слегка разведите ее водой. С помощью тонкой кисточки осторожно раскрасьте крылья бабочки. Если выжженные вами линии достаточно глубоки, а краска не чересчур разведена, можно не беспокоиться, что она растечется. Довольно плохо ложится краска на линии жилок, так что тут придется проявить терпение и настойчивость.
Когда краска высохнет, а на это потребуется около пяти минут, нанесите следующий слой. Повторяйте процесс до тех пор, пока цвет не станет достаточно насыщенным.
Для работы на следующем этапе выберите темный цвет. Осторожно проведите толстую линию по краю крыльев бабочки. Следите за тем, чтобы линия не заходила за край, но и не отстояла от него.
Далее тщательно отмойте кисть (настройтесь на то, что это придется делать часто) и, слегка увлажнив ее, начните аккуратно размывать темную краску на крыле бабочки. Весь процесс надо выполнять осторожно и медленно. Чрезмерно смоченная кисть или слишком интенсивный мазок — и вы просто испортите всю «грунтовку». Раскрасив крылья, переходите к тельцу бабочки. При желании вы можете поэкспериментировать и нанести на крылья бабочки узор темной краской.
Второй проект — петушок
Как уже говорилось выше, при создании пирографической работы избыточное применение красок только отвлекает от поставленной цели. Однако следует признать, что пирография в сочетании с росписью по дереву может приводить и к весьма хорошим результатам. В данном проекте пирография используется всего лишь для создания фактуры, которая призвана выгодно подчеркнуть детали, делая изображение более объемным.
Контуры рисунка
Переведите план рисунка на поверхность древесины. В сущности, это будет план расположения перьев. Чтобы было удобно изображать мелкие детали, предварительно тщательно ошкурьте древесину, сделайте ее гладкой, Установите такую температуру насадки, при которой можно провести четкую линию, медленно перемещая рукоятку. Работайте с сильным нажимом, чтобы выжженные линии получались как можно более глубокими.
Штриховка
После того как выжжен контур, можно приступать к штриховке. Наибольшее внимание нужно будет уделить перьям крыла и хвоста, ибо именно эти области могут особенно выиграть от применения штриховки. Следы, оставляемые пирографом, должны быть достаточно интенсивными, чтобы просматриваться сквозь слой краски, который будет наложен в дальнейшем. Грудь петуха заполните У-образными следами. Клювовидной насадкой выжигают, начиная с низа живота до верхней части груди. Грудь птицы вы закрасите впоследствии темным цветом, поэтому созданная здесь штриховка будет незаметна. Тем не менее, это вполне подходящая область для того, чтобы начать штриховку.
Клювовидная насадка может также использоваться для штриховки небольшого хохолка из белых перьев, расположенного на границе спины и хвоста, а также области между ногами и хвостом. При штриховке этих участков прижимайте насадку к поверхности древесины как можно сильнее. Может быть, вы наложите на них несколько слоев краски, поэтому постарайтесь выполнить штриховку так, чтобы она просматривалась сквозь эти слои.
Есть еще две небольшие области, в которых найдется работа для клювовидной насадки: гребешок и перья над глазом. Те, кто вблизи видел гребень петуха или цыпленка, знают, что это вырост, покрытый грубой кожей. Прижимайте раскаленную насадку к поверхности древесины для получения точек на гребне. Затем, используя боковую поверхность клювика, нанесите на изображение штрихи, передающие тонкие перья, расположенные над глазом. Теперь пора сменить насадку на ложковидную. Ложковидная насадка, вне всякого сомнения, является наиболее подходящим инструментом для выжигания глубоких линий, которые в дальнейшем будут покрыты росписью. Температура насадки должна быть достаточной, чтобы при работе она глубоко входила в древесину. Работая режущим краем, выжигайте линии, передающие фактуру перьев. Помните, что прорезать эти линии в древесине нужно как можно более глубоко.
Роспись
Несмотря на характерную для гуаши плотность пигмента, будет нелишне предварительно загрунтовать рабочую поверхность, особенно на тех участках, где предполагается использовать светлые краски. Поэтому нанесите на отдельные участки изображения слой стойкой белой краски, как это показано на рисунке. Этот прием хорош также тем, что при нанесении на белую краску краски других цветов смешиваются с ней и в итоге получается более прочный цветовой слой, чем при нанесении краски непосредственно на древесину.
Пирографически вам осталось проработать только голову и ноги птицы, так что уже сейчас можно приступать к закрашиванию больших областей изображения. Имеет смысл расходовать краску скупо, чтобы при закрашивании выгравированные желобки не заполнялись ею. Белый грунт будет способствовать тому, что краска ляжет хорошо и сквозь нее ничего не будет просматриваться.
Обратите внимание на то, как следует начинать роспись головы. Если работать слегка влажной кистью, белый и красный цвета на гребне смешаются, дав в результате нужный оттенок. Результат будет особенно хорош, если вы используете для росписи гуашь.
Теперь займемся шеей птицы. Помощниками при раскрашивании вам станут глубоко выжженные борозды, изображающие оперение. Расписывание такого петушка без предварительной пирографии, несомненно, заняло бы гораздо больше времени.
Заключительный этап
Закончим работу над этим проектом, пирографически проработав клюв и лапки петушка. Эти области не нуждаются в раскрашивании. Теперь любой, даже невнимательный зритель заметит, что над изображением потрудился пиромастер.
Вам, возможно, захочется и дальше исследовать возможности сочетания пирографии с росписью. Существует множество других способов окрашивания деревянной поверхности, которые вы можете использовать. Например, существуют красители, которые не маскируют пирографичсские элементы изображения. Для придания дереву оттенка, а не полного закрашивания его может быть использована акварель.
Какой бы метод раскрашивания вы ни избрали, пирографическая составляющая придаст работе объемность, которой не добиться применением красок.